Общая характеристика воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду

Информация » Возможные способы расширения парка подвижного состава РПУП "Брестский ликероводочный завод "Белалко" » Общая характеристика воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду

Страница 1

Состояние здоровья жителей, долгое время проживающих на определенной территории, – важная характеристика социально-экологической ситуации конкретного региона, зависящая в первую очередь от состояния воздушной среды и степени ее загрязненности.

Транспорт стал одним из массовых источников загрязнения окружающей среды в большинстве стран мира, на его долю приходится до 60% в общем объеме выбросов, а в крупных городах – от 80 до 90 % и более. При этом особое внимание следует уделить автомобильному транспорту, который поставляет в атмосферу крупных городов с отработавшими газами до 90 % оксида углерода, до 50 оксидов азота и до 40 % углеводородов. Например, в России из 35 млн. т в год вредных выбросов от различных транспортных средств 89 % приходится на автомобильный транспорт, 8 % – на железнодорожный, 2 % – на авиационный и 1 % – на водный.

Воздействие топлив на окружающую среду при применении их на автомобильной технике связано с токсичностью соединений, попадающих в атмосферный воздух, воду, почву непосредственно из топлива (испарения, утечки) или с продуктами его сгорания.

Источниками токсичных выбросов автомобилей являются отработавшие газы, картерные газы и пары топлива из впускной системы и топливного бака.

При этом для сгорания 1 кг топлива требуется около 300 л кислорода, а это ежегодно в среднем 4 т, выбрасывая при этом с отработавшими газами 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота, почти 200 кг различных углеводородов. За 1 ч работы двигатель среднего автомобиля потребляет месячную норму кислорода необходимую для дыхания человека, а количество кислорода, выделяемое 1 га леса за год, автомобиль сжигает за месяц работы.

В зависимости от степени сгорания топлива наблюдаются следующие продукты сгорания:

- полноесгорание (диоксид углерода (СО2) и вода);

- неполноесгорание

а) несгоревшие углеводороды: СnHm (парафины, олефины, ароматические углеводороды);

б) не полностью сгоревшие углеводороды: СnHm·СНО (альдегиды); СnHm· СО (кетоны); СnHm·СООН (карболовая кислота); СО (оксид углерода);

в) продукты термического разложения и их производные: С2H2, С2H4, H2 (ацетилен, этилен, водород), С (сажа), полициклические углеводороды;

- побочные продукты сгорания

а) из атмосферного азота: NO, NO2 (оксиды азота);

б) из топливных присадок: оксиды железа (марганца), галогениды железа (марганца);

в) из загрязнителей топлива: оксиды серы;

- окислитель (при воздействии солнечного света на отработавшие газы образуются следующие окислители: органические перекиси, озон, пероксиацетилнитраты).

Ряд этих компонентов являются токсичными, опасными и раздражающими:

- оксид углерода (СО) – бесцветный газ без вкуса и запаха, присутствие которого в воздухе в объемной концентрации 0,3 % может привести к смерти человека в течение 30 минут (концентрация СО особенно велика при работе двигателя на холостом ходу, поэтому надо исключить работу двигателя в закрытом помещении);

- оксид азота (NO) – бесцветный газ без вкуса и запаха, который в воздухе постепенно окисляется до NO2 – ядовитого и везде проникающего газа красно-коричневого цвета (концентрации, обнаруживаемые в отработавших газах могут приводить к раздражению слизистой оболочки глаза);

- углеводороды – представлены в отработавших газах в различной форме (подвергаясь воздействию солнечного света и взаимодействуя с оксидами азота, они, в результате химических реакций, образуют окислители, которые могут быть источниками раздражения слизистой оболочки глаза); некоторые углеводороды являются канцерогенами;

- твердые частицы – все вещества (за исключением несвязанной воды), которые при обычных условиях представлены в отработавших газах в твердом (зола, сажа) или жидком состоянии.

В таблице 5.1 приведен ориентировочный состав отработавших газов автомобильных двигателей.

В настоящее время нефть является практически единственным источником производства моторных топлив, на получение которых расходуется около 50% (1,7 млрд. т из 3,5) добываемой нефти.

Такой колоссальный расход нефти на производство моторных топлив обусловлен быстрым ростом автомобильного парка – в настоящее время в мире эксплуатируется более 600 млн. автомобилей и к 2010 г. их количество по одним прогнозам возрастет до 800 млн., а по другим даже – до 1 млрд., что приводит к росту числа автомобилей на 1000 человек во многих странах. В нашей стране также отмечается увеличение количества автомобилей. Поэтому эксплуатация такого автомобильного парка оказывает негативное влияние на окружающую среду за счет выброса отработавших газов автомобилей в атмосферу.

Таблица 5.1 – Состав отработавших газов

Компоненты

Объемная доля компонентов для двигателей, %

Примечание

бензиновых

дизельных

Азот

74…77

76…78

-

Кислород

0,3…5

2…8

-

Вода

3…5,5

0,5…4

-

Диоксид углерода

5…12

1…10

-

Оксид углерода

1…10

0,01…0,5

Токсичен

Окислы азота в пересчете на N2O5

0…0,8

0,001…0,4

Токсичен

Альдегиды в пересчете на формальдегид

0…0,2

0…0,002

Токсичен

Углеводороды

0,2…3

0,01…0,1

Токсичен

Сернистый газ

0…0,002

0…0,03

Токсичен

Сажа (г/м3)

0…0,04

0,01…1,5

Токсична

Бензопирен (г/м3)

до 0,00001

до 0,00001

Токсичен

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы: