Общая характеристика воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду
Если сейчас рассмотреть парк подвижного состава (массового) в Республике Беларусь и России, то просматривается следующая ситуация: доля легковых автомобилей, соответствующих нормам Евро-0, составляет 90 %, Евро-1 – 5, Евро-2 – 4 и Евро-3 – только 1%.
2 Конструкторско-технические решения по улучшению экологических показателей автомобилей
При эксплуатации автотранспортных средств неизбежно возникает комплекс эколого-экономических проблем. К числу приоритетных способов их решения относятся создание нового поколения бортовых систем диагностики и контроля, освоение и внедрение современной компьютерной технологии мониторинга параметров трибосистем "агрегат-масло" (ТСАМ), обеспечивающих сопровождение продукции автомобилестроения в течение ее полного жизненного цикла. При этом экологическую опасность представляют не только выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания, но и многообразные твердые, жидкие и газообразные отходы. По объемам образования и воздействию на окружающую среду наиболее опасными являются нефтепродукты и технические жидкости. Ежегодно в мире в окружающую среду попадает не менее 3 млн. т отработанных смазочных материалов. Поэтому рациональное использование нефтепродуктов и технических жидкостей будет способствовать как экономии нефтяных ресурсов, так и предотвращению загрязнения окружающей среды.
Относительно низкая эксплуатационная надежность отечественных машин не позволяет в полной мере использовать потенциал смазочных материалов. Изменение качественных характеристик смазочных масел в процессе эксплуатации приводит к их замене. Все это обусловливает необходимость утилизации достаточно больших объемов отработанных: масел. Кроме того, современные агрегаты машин, включая ДВС, требуют организации не только мониторинга их состояния, но и создания системы по улучшению эксплуатационных свойств масла в период всего срока его службы путем управляющих комбинированных воздействий. Поэтому решение проблемы загрязнения окружающей среды тесно связано с проблемой повышения эксплуатационной надежности машин и рационального использования смазочных материалов.
Один из методов решения данной задачи заключается во внедрении средств диагностики технического состояния машин в сферу их эксплуатации. Известны как традиционные (инструментальные) методы и средства диагностики, так и оригинальные – по параметрам работающего масла (ПРМ), амплитудно-частотным характеристикам (виброакустическая), температурным характеристикам и др. Диагностика по ПРМ позволяет вести безразборный систематический контроль технического состояния агрегатов машин, имеющих замкнутую систему смазки, по параметрам смазочного материала. Такой способ диагностике, основанный на комплексе физико-химических и спектральных методов анализа проб работающего масла, широко используется на практике и обеспечивает повышение надежности машин за счет своевременного выявления неисправностей, экономию топлива и смазочных материалов. Экономия смазочных масел достигается за счет замены их исходя из фактического состояния, а не по регламентированной периодичности . Недостатком данного способа является то, что при этом нет информации об изменениях трибологических свойств моторных масел, в значительной мере определяющих ресурс машины в целом.
На основании анализа многочисленных источников можно сделать вывод о том, что функционирование системы "агрегат-масло" при эксплуатации транспортных машин следует рассматривать как сложный технологический процесс. Основной задачей с позиций физико-химической механики этого процесса является обеспечение "кажущейся безизносности" системы "агрегат-масло" за счет поддержания постоянства в ней равновесно-неравновесного фактора. Очевидно, что организация непрерывного контроля этого процесса, включающего управление состоянием трибосопряжений на основе переработки смазочных материалов, может стать научной основой повышения надежности и одновременно – безопасности трибосистем агрегатов непосредственно в процессе эксплуатации транспортных машин. Для этого необходимо учитывать изменения свойств смазочных масел на каждой стадии "жизненного цикла", происходящие на трех уровнях: микроуровне (изменения базовой основы масла и присадок), мезоуровне (изменения триботехнических свойств масла) и макроуровне (изменения комплекса основных эксплуатационных свойств).
Другим аспектом, связанным с техническим процессом функционирования системы "агрегат-масло", является решение проблемы утилизации отработанных смазочных масел. Наиболее широко в настоящее время применяются следующие методы их утилизации: непосредственное сжигание, использование для технологических нужд и регенераций с целью повторного использования.
Популярные материалы:
Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма
Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма заключается в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и сил инерции. Во время работы двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют силы давления ...
Региональные направления
транспортировки грузов
Эффективность работы судоходной компании во многом определяется теми регионами, где работает принадлежащий ей флот. В данном разделе рассматриваются конкретные направления перевозок с учетом некоторых особенностей:
Вентспилс (Латвия) – Б ...
Нефтяное топливо – источник глобальных проблем
Эту картину надо дополнить тем, что вносит в жизнь общества заботы о питании автомобиля топливом. Проследите то, что делается на рынке со стоимостью нефти, как реагируют люди на повышение цены на бензин. Ведь все эти события с ценами имею ...