Техника безопасности

Страница 4

Подавляющее большинство работ связано с электроустановками, к которым в полной мере относятся обслуживаемые электрические рельсовые цепи. И в этих работах значительный объем выполняется электроинструментом, к которому кроме паяльника относятся различные стенды для контроля электрических параметров аппаратуры - реле, дросселей, трансформаторов и других приборов. Поэтому каждому работнику, связанному с обслуживанием РЦ и ремонтом ее аппаратуры, необходимо знать природу и характер воздействия на организм человека электрического тока.

Для обнаружения на расстоянии электрического тока у человека нет специальных органов чувств. Поэтому невозможно без искусственных приборов выяснить, находится ли данная часть установки под напряжением до тех пор, пока электрическая энергия не превратится в энергию другого вида, например, в световую (искрение) или пока человек сам не попадает под напряжение.

Электрический ток не имеет запаха, цвета и бесшумен. Неспособность организма человека обнаружить его до начала действия приводит к тому, что работающие часто не осознают реальной опасности и не принимают своевременно необходимых защитных мер. Опасность поражения электрическим током усугубляется еще и тем, что пострадавший не может оказать себе помощь. При неумелых действиях при - шедшего на помощь человека ситуация может обостриться и пытавшийся помочь сам может пострадать.

Действие электрического тока на человека носит сложный и разнообразный характер. Проходя через организм, электрический ток производит термическое, электролитическое и механическое (динамическое) действие.

Термическое действие тока проявляется в ожогах отдельных участков тела, а также в нагреве до высоких температур других органов.

Электролитическое действие тока выражается в разложении органических жидкостей и вызывает значительные нарушения их физико-химического состава.

Механическое (динамическое) действие тока выражается в повреждениях различных тканей организма, стенок кровеносных сосудов, сосудов легочной ткани в результате электродинамического эффекта.

Степень воздействия электрического тока на человека зависит от сопротивления тела человека и приложенного к нему напряжения, силы тока, проходящего через тело, длительности его воздействия, пути прохождения, рода и частоты тока, индивидуальных свойств пострадавшего и факторов окружающей среды.

Разные ткани человека оказывают току разное сопротивление:

кожа, кости, жировая ткань - большое, а мышечная ткань, кровь и особенно спинной и головной мозг - малое. Наибольшим сопротивлением по сравнению с другими тканями обладает кожа и, главным образом, ее верхний слой, называемый эпидермисом. Сопротивление тела человека - величина переменная и зависящая от множества факторов, в том числе и от состояния кожи, параметров электрической цепи, физиологических факторов и показателей окружающей среды - влажности, температуры и т.п.

Если кожа сухая, чистая и не имеет повреждений, то при напряжении 15-20 В сопротивление тела находится в пределах от 3 до 10 кОм, а иногда и более. При полном отсутствии кожи сопротивление внутренних тканей тела при этом же напряжении составляет лишь 300 - 500 Ом. Наличие на коже различного рода повреждений (потертостей, порезов, ссадин) резко уменьшает ее электрическое сопротивление в этих местах. Сопротивление тела человека падает также при увеличении тока и длительности его прохождения из-за усиления местного нагрева кожи, приводящего к расширению сосудов, и, следовательно, к усилению снабжения этого участка кровью и увеличению потовыделения.

Основным фактором, обуславливающим степень поражения человека, является сила электрического тока, проходящего через тело. Необходимо также помнить, что длительное протекание тока приводит к его автоматическому возрастанию при неизменном прилагаемом напряжении в связи с разрушением кожного покрова и постепенным уменьшением его сопротивления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Популярные материалы:

Режим работы, контингент работников, трудоёмкость ремонта
Отделение по ремонту автосцепного устройства СА-3 (цех ТО-3) работает в две смены по два рабочих дня и двумя выходными днями. Продолжительность рабочей смены составляет 12 часов. Время работы с 8.00 до 20.00 c часовым перерывом на обед с ...

Расчет годового календарного плана транспортных работ
Календарный план выполняется в виде таблицы. Графы 1-4 и 11 таблицы 1.2. заполняются по данным таблицы 1.1. Количество календарных дней подсчитывается по календарю. Количество рабочих дней подсчитывается по календарю с учетом всех выхо ...

Гасители колебаний
Тепловоз, как и любой локомотив, фактически движется не по ровным и гладким рельсам, какими они кажутся на вид, а по рельсам, имеющим неровности. Такие же неровности есть и на поверхности катания колес. По мере износа (в период эксплуатац ...