Техническое обслуживание рельсовых цепей

Информация » Техническое обслуживание рельсовых цепей

Техническое обслуживание и ремонт аппаратуры СЦБ призваны поддерживать заданный уровень ее надежности. Под надежностью понимают свойство устройства выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение требуемого промежутка времени. Осуществление регулярного контроля параметров и характеристик элементов рельсовых цепей и планомерная замена аппаратуры с последующим ее ремонтом (при необходимости и возможности) для восстановления нормативных показателей позволяют свести к минимуму число возникающих в РЦ отказов.

Техническое обслуживание РЦ включает в себя наружный осмотр элементов и оборудования, измерение напряжения на путевых реле, проверку шунтовой чувствительности, контроль чередования полярности мгновенных значений сигнального тока в смежных рельсовых цепях и замену аппаратуры для проверки и ремонта в условиях мастерских.

Наружный осмотр РЦ представляет собой комплекс работ, заключающихся в проверке состояния РЦ, разграничивающих их изолирующих стыков, дроссель-трансформаторов, дроссельных перемычек и в проведении наружной чистки аппаратуры, релейных стативов и шкафов от токопроводящих загрязнений (пыли, металлических стружек и др.).

Проверка состояния рельсовых цепей проводится 2 раза в год. При этом проверяется наличие и исправность стыковых, блокировочных и тяговых соединителей и перемычек транспозиций, плотность их крепления к рельсам и шпалам, надежность присоединения дроссельных перемычек к болтовым наконечникам и перчаткам, болтов к рельсам, а также проводов и перчаток к выводам дросселей.

Дроссельные перемычки должны быть надежно впаяны в перчатки и наконечники. Наконечники дроссельных перемычек и штепсели соединителей должны быть плотно закреплены в шейке рельса, не иметь задиров и не быть затянутыми или забитыми до основания конуса, а гайки и контргайки должны быть плотно затянутыми. Зазор между торцом перчатки и корпусом дросселя должен быть не менее 8 мм.

Кроме того, проверяется изоляция рельсовых цепей. Для этого обслуживающий персонал должен определить:

надежность изоляции дроссельных перемычек от подошвы рельсов и рельсовых подкладок, а также под крепящими скобами;

отсутствие металлической стружки на рельсах (особенно на кривых участках пути) по всей длине рельсовой цепи, металлической пыли и стружки на накладках и подошвах рельсов и накатов в торцах звеньев у изолирующих стыков;

исправность изолирующих стыков.

Расстояние между подошвой рельсов и балластом (щебенкой) должно быть не менее 30 мм, а между подошвой рельсов и металлическими конструкциями - не менее 50 мм.

В изолирующих стыках зазор между торцами рельсов должен быть 8-12 мм, а на открытых участках пути - 6-16 мм. Диэлектрические прокладки в изолирующих стыках должны быть исправны и выступать из-под металлических накладок и шайб на 4-5 мм. Фибровая прокладка между торцами рельсов должна выступать ниже их подошвы не менее, чем на 10 мм.

В обязательном порядке проверяется отсутствие касания рельсов и противоугонов металлических частей и путевого бетона на всем протяжении рельсовых нитей, контролируемых аппаратурой РЦ. При этом одновременно проверяется чистота поверхности головок рельсов от ржавчины, льда, напрессовки снега и песка.

Проверка качества изоляции изолирующих стыков проводится 2 раза в год на главных путях и 1 раз в год - на остальных. Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром, исправность которого перед проведением измерений проверяется следующим образом. Выводы мегаомметра "Линия" и "Земля" шунтируются. При вращении рукоятки прибор должен показывать сопротивление изоляции, равное "0". После снятия шунта с выводов прибор должен при вращении его рукоятки показывать сопротивление изоляции, равное бесконечности. При проведении измерений рукоятку мегаомметра следует вращать с частотой 120 об/мин.

Для измерения сопротивления изоляции сборочных и клееболтовых стыков необходимо выводы мегаомметра подсоединить между каждой накладкой и каждым рельсом и между каждым болтом и каждым рельсом. Сопротивление изоляции должно быть не ниже 1 кОм. При меньшем сопротивлении от работников службы пути необходимо потребовать очистки стыка, после чего повторно измерить сопротивление изоляции. Если и в этом случае сопротивление ниже 1 кОм, изолирующий стык необходимо перебрать.

Сопротивление изоляции измеряется также и после каждой переборки изолирующих стыков с металлическими накладками. Дополнительно к этому обязательно проверяется работа путевых реле смежных рельсовых цепей.

Осмотр дросселя (дроссель-трансформатора) и дроссельных перемычек проводится для выявления наличия и целости шайб и втулок, изолирующих корпус дросселя от основания, а также для контроля надежности изоляции дроссельного кабеля от муфты дроссель-трансформатора, Проверяется четкость изображения номера рельсовой цепи на лицевой стороне корпуса дросселя. Размер цифр и букв должен давать возможность их прочтения при необходимости машинистом или электромехаником из кабины управления движущегося поезда.

При осмотре дросселя проверяется уровень залитого в нем масла. Оно должно закрывать ярмо дросселя. Кроме того, мегаомметром необходимо измерить сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу дросселя и корпуса от заземленных конструкций тоннеля (без отключения дроссельных перемычек). Эти сопротивления изоляции должны быть не менее 10 кОм. В дроссель-трансформаторах сопротивление изоляции дополнительной обмотки по отношению к корпусу должно быть не менее 2 кОм.

Наружный осмотр и чистка аппаратуры проводится 1 раз в год. При осмотре путевых реле с их повторителями необходимо обратить внимание на четкое срабатывание, надежное притяжение и отпускание якоря или сектора реле, а также на отсутствие любой из следующих неисправностей:

перекос и заедание в осевых сопряжениях или другие неисправности, препятствующие нормальному перемещению якоря или сектора реле, - выпадание винтов, гаек или каких-либо других деталей внутри реле, заметное ослабление их крепления;

нарушение контрольной окраски винтов и гаек;

нарушение целости литц, возможность их взаимодействия и замыкания на корпус;

нарушение целости контактов, сильный подгар, а для угольных - наличие трещин, выщербин, выработки;

искрение контактов в их замкнутом состоянии, их неодновременное замыкание и размыкание, обледенение, обиндевение и окисление, явное нарушение зазора между контактами;

появление ржавчины, пыли внутри реле;

нарушение целости кожуха реле, открывающее доступ к его внутренним элементам.

Кроме того, в двухэлементных секторных реле следует проверить отсутствие круговых царапин на секторе, совмещение рисок на хвостовике противовеса и гайке, отсутствие касания этой гайки внутренней поверхности кожуха (стекла), легкость перемещения ролика вдоль направляющей при воздействии с ним сектора, который при этом не должен отскакивать от ролика, отсутствие трещин на поверхности ролика.

Когда секторы путевых реле ДСШ и ДСР подняты вверх, обжимка сектора должна отжимать ролик вверх не менее, чем на толщину оси ролика (3 мм). В обесточенном состоянии обжимка сектора реле ДСР должна касаться нижнего ролика, а реле ДСШ - касаться или отжимать ролик вверх по направляющей. Особое внимание следует обратить на отсутствие резко выраженного "двойного отбоя", приводящего к кратковременному размыканию замкнутых тыловых контактов. В процессе осмотра необходимо также проверить: наличие зазора между контактной пружиной и упорной пластиной при полностью замкнутых контактах реле; наличие этикеток, пломб и оттисков на реле в местах, предназначенных для пломбирования и доступных для внешнего осмотра.

Реле, имеющие хотя бы одну из неисправностей, признаки которых указаны выше, необходимо заменить.

Кроме того, следует проверить:

целостность корпуса каждого прибора, нагрев корпуса и зажимов трансформаторов и фильтров, крепление проводов и плотность прижатия движков резисторов к ниткам, целостность стеклопокрытия и отсутствие трещин в остеклованных резисторах, исправность их выводов из гибкого тросика и надежный контакт тросиков с угловыми кронштейнами, надежность крепления реле к штепсельным розеткам, а съемных плат и колодок - к реле;

полное западание защелки в гнездо штепсельных реле, затяжку гаек на резервных контактах, необходимых для отключения обмоток на штепсельных розетках (контргайки должны быть закрашены);

плотность прилегания малогабаритных штепсельных реле к розетке по всему периметру, закрепление с помощью рычажков съемной контактной колодки на реле ДСР, крепление съемной платы на реле НР гайкой и плотное ее прилегание по всему периметру к плоскости платы реле, состояние релейных перемычек, надежность заделки проводов в наконечники, достаточность зазора между наконечниками монтажных проводов.

Приборы, имеющие хотя бы одно несоответствие указанным требованиям, должны быть заменены исправными.

Наружный осмотр должен включать в себя проверку наличия дополнительной изоляции монтажных проводов в держателях и местах пересечения жгутами металлических ребер. При чистке аппаратуры необходимо также обтереть и выправить монтаж, очистить от пыли внутренние стенки и полки релейных шкафов или каркасов и полки релейных и кроссовых стативов.

Один раз в год осматривают и чистят панели предохранителей, размещаемых на релейных стативах и в силовых шкафах (при децентрализованном размещении аппаратуры). Состав работ включает в себя удаление пыли с колодок предохранителей и монтажа, проверку плотности посадки предохранителей в гнездах и отсутствие их нагрева, осмотр плавких вставок предохранителей.

При этом плавкие вставки в штепсельных банановых предохранителях должны быть застеклены и иметь по всей длине одинаковую толщину без перегибов, вмятин и поджогов.

Проверяется также надежность паек проводов и крепления гаек (контргаек), исправность сигнализации перегорания предохранителей (при наличии таковой), отсутствие окисления контактирующей поверхности гнезда. Выявленные недостатки и отклонения устраняются по мере выполнения проверки.

При вводе в эксплуатацию устройств СЦБ, в том числе и рельсовых цепей, а также после каждого внесения изменений в монтаж осуществляется проверки токов нагрузки в цепях предохранителей. Для этого предохранитель изымается и в его гнезда включаются выводы амперметра с установкой соответствующей шкалы предельных значений. Необходимо измерить и записать значение тока при максимальной нагрузке, чему соответствует шунтовой режим работы РЦ. Этот режим обеспечивается наложением шунта сопротивлением, близким по значению к сопротивлению двух колесных пар тележки вагона (примерно 0,002 Ом). Измеренный ток не должен превышать номинального значения предохранителя.

При проведении измерений необходимо помнить, что в цепи первичной обмотки питающего трансформатора РЦ требуется фиксировать значение установившегося тока, поскольку вследствие коммутационных процессов при неблагоприятных значениях фазового угла и степени насыщения сердечника трансформатора в момент коммутации возникают всплески тока, многократно превышающие по амплитуде номинальное значение. Продолжительность этих всплесков допускается не более 100 мс. При необходимости получения реальной информации о коммутационном процессе с определением времени и тока перегрузки используют осциллограф.

При децентрализованном размещении аппаратуры устанавливаемые в силовых шкафах на каждой сигнальной точке предохранители в цепях питания РЦ рассчитаны на ток 10 А, а при централизованном размещении аппаратуры - на ток 2 А.

Проверка напряжения на путевых реле осуществляется 2 раза в год на главных путях и 1 раз в месяц - на парковых. Она заключается в измерении напряжения на их обмотках. Если в качестве путевого реле применяется двухэлементное секторное реле ДСР или ДСШ, то напряжения измеряют на путевых и местных элементах обоих путевых реле.

При выполнении измерений следует предотвращать короткое замыкание в цепях РЦ при подключении вольтметра. Результаты измерения должны соответствовать данным, приведенным ниже.

Реле ДСШ2 ДСР-2мп ДСР-9м АНВШ2-2400

Напряжение, В 55/50-70/65 30/26-34/30 1,0/0,9-1,2/1,1 40-70

Реле НМВШ2-900/900 НВШ1-800 КНР-5 НРВI-1000 АНШ2-1230

Напряжение, В 40-70 32-40 65-80 65-85 4,2-7,0

Примечания.

1. В реле ДСШ2-2 ПЭ включен параллельно, последовательно, МЭ также; в реле ДСР ПЭ параллельно, МЭ последовательно; в реле АНШ2-1230 схема включения обмоток параллельная, в остальных реле - однополупериодная.

2. При напряжении питающей сети 220 В местные элементы двухэлементных реле включаются последовательно.

3. При последовательном включении местных или путевых элементов двух реле напряжение измеряют на каждом элементе обоих реле.

4. При напряжении на местном элементе свыше 110 В напряжение на путевом элементе должно быть пропорционально уменьшено.

5. Для реле ДСР и ДСШ в числителе указано напряжение на путевом элементе при включенной аппаратуре АРС, а в знаменателе - для путевых элементов реле участков без АРС.

Если напряжение на путевом элементе или на обмотке путевого реле меньше минимального значения, следует проверить рельсовую цепь поэлементно от питающего до релейного конца, сравнивая напряжения на этих элементах со значениями, приведенными в карте электрических параметров рельсовой цепи. Анализируя полученные данные определяют и устраняют причину снижения напряжения.

Минимум один раз в пять лет, а также при вводе рельсовой цепи в эксплуатацию, в том числе, после проведения реконструкции устройств СЦБ, на путевых реле ДСШ и ДСР измеряется угол сдвига фазы тока в путевом элементе по отношению к фазе напряжения на местном элементе. В правильно отрегулированной рельсовой цепи ток опережает по фазе напряжение на 20° для реле ДСШ-2, на угол 28° для реле ДСР-2мп и на 18° для реле ДСР-9м. Из-за отсутствия возможности плавной регулировки сдвига фаз допускается во всех случаях отклонение от нормативного значения на 15° в обе стороны. При правильной регулировке сектор путевого реле выталкивает верхний упорный ролик из нижнего положения вдоль направляющей не менее, чем на 3 мм, а напряжение на путевом элементе не превышает значения для полного подъема более, чем на 20-30%.

Фазу можно измерять фазометром или векторметром. Рассмотрим процедуру измерения фазометром. Перед началом измерений фазометр необходимо подготовить к работе, пользуясь заводским техническим описанием и инструкцией по эксплуатации. К зажимам фазометра необходимо присоединить трехжильный шнур от соответствующей специальной приставки для реле ДСШ или ДСР, руководствуясь бирками на жилах шнура. Приставка состоит из двух частей. Одну ее часть нужно подключить к штепсельной розетке реле ДСШ или к съемной части штепсельной колодки реле ДСР, а к другой ее части - реле. При этом токовую обмотку фазометра нужно включить последовательно с путевым элементом реле, а обмотку напряжения - параллельно местному элементу путевого реле.

При проведении измерений контактная система реле отключена, а путевой и местный элементы обтекаются током. Если угол сдвига фазне соответствует указанным значениям, то необходимо отрегулировать этот сдвиг. Для РЦ, в которой согласующий трансформатор включен по схеме автотрансформатора, угол сдвига фаз регулируется изменением емкости конденсаторного блока релейного конца РЦ. Если схема РЦ не содержит согласующий трансформатор, сдвиг фаз регулируется изменением емкости конденсаторного блока питающего и релейного концов РЦ.

По окончании измерений нужно отключить измерительный прибор (фазометр), восстановить рабочее состояние путевого реле и измерить напряжение на всех элементах питающего и релейного концов РЦ. Результаты измерений вносятся в карточку электрических параметров РЦ с указанием емкости конденсаторного блока релейного или питающего конца РЦ, при которой измерялся угол сдвига фаз.

Работу рельсовой цепи в шунтовом режиме проверяют:

1 раз в месяц на соединительных ветках, парковых путях и в малодеятельных тупиках, включая все разветвленные рельсовые цепи;

1 раз в шесть месяцев на главных путях в тоннеле;

1 раз в три месяца на открытых (наземных) или приравненных к ним участках пути.

При проведении проверки типовой шунт с нормированным сопротивлением 0,06 Ом накладывается на оба ходовых рельса сначала на релейном, а затем на питающем концах рельсовой цепи. На разветвленных (стрелочных) РЦ шунт следует устанавливать в конце каждого ответвления поочередно. На глухом пересечении (ромбе) перекрестного съезда типовой шунт необходимо располагать на блокировочных нитях сходящихся РЦ. При этом на обеих РЦ их путевые реле должны опускать якоря. Выполнение рельсовой цепью шунтового режима проверяется по состоянию путевых реле, отпустивших якоря до надежного замыкания тыловых контактов. У двухэлементных реле сектор при этом должен касаться нижнего ролика или быть от него на расстоянии не более 3 мм.

При каждом наложении шунта кроме визуального наблюдения за путевыми реле необходимо измерять напряжение на их обмотках. Полученные в результате измерений значения не должны превышать приведенных ниже значений.

Реле ДСШ-2 ДСР-2мп ДСР-9м АНВШ2-2400

Напряжение, в, не более 18 9 0,3 17

Реле НМВШ2900/900* НВШ1-800* КНР-5* НРВ1-1000 АНШ2-1230

Напряжение, В, не более 17 12 30 30 0,68

Примечания.

1. При последовательном включении местных обмоток реле ДСР-2мп, ДСР-9м и напряжении питающей сети 110 В наибольшие значения напряжения на путевой обмотке в шунтовом режиме удваиваются.

2. Для путевого реле АНШ2-1230 значение напряжения взято с учетом коэффициента запаса 0,8 минимального нормативного напряжения отпускания для этого типа реле.

Если при шунтированной РЦ напряжение на ее путевом реле превышает установленную норму, то эту рельсовую цепь требуется проверить и при необходимости отрегулировать.

Если из-за ржавчины, обледенения, напрессовки снега на наземных линиях и (или) загрязнения головок рельсов возникает опасность ложной свободности участка пути или стрелочной секции при занятии их подвижным составом даже при правильно отрегулированной РЦ, электромеханик должен сделать запись в Журнале осмотра о необходимости очистки или обкатки рельсов с последующей проверкой фактической свободности этих участков от подвижного состава. Порядок работы в этом случае устанавливается техническо-распорядительным актом станции.

Популярные материалы:

Расчет оптимальной интенсивности поступления транспортных средств в транспортно-грузовую систему
Поступление транспортных средств к местам погрузки - выгрузки происходит стохастически, то есть через случайные промежутки времени. Продолжительность выполнения грузовых операций с каждой транспортной единицей зависит от рода груза, типа ...

Технологическая карта
Министерство образования и науки РФ ФГОУ СПО ИАТК Технологическая карта на разборку КПП Дипломный проект по ТО автомобилей Разработал Шаталов Проверил Богданов В.С. 1 2 3 4 5 6 № о ...

Разработка мероприятий по охране окружающей среды
Территория завода должна постоянно содержаться в чистоте. В зимнее время железнодорожные пути, проезды и проходы на территории необходимо очищать от снега и наледи. Проходы и проезды при необходимости должны посыпаться песком. Железнодоро ...