Применение стеклопластиков в вагоностроении

Известны попытки создания стеклопластиковых котлов железнодорожных цистерн. Так, в США в 1963 году были сданы в эксплуатацию цистерны облегченного типа ХР-1, емкостью 85 м3, массой тары 23,6 т, с котлами из стеклопластика на основе эпоксидной смолы. Он изготавливался способом намотки стеклонитью. Отношение наполнителя к связующему веществу в материале составляло 3:2. Толщина стенок цилиндрической части – 9,5 мм. Днища изготавливались с помощью технологии формования под давлением. Такая цистерна была на 9 т. легче подобной стальной емкости и рассчитывалась на грузоподъемность 100т, предназначена для перевозки химикатов и нефтепродуктов. За 6 лет эксплуатации не было обнаружено никаких повреждений.

На английских железных дорогах эксплуатировались в 1966 году опытные образцы железнодорожных цистерн из стеклопластика объемом 82 м3.

Вагоностроительным заводом ФРГ в Расштате выпущен вагон-цистерна, корпус которого изготовлен из стеклопластика в виде трехслойной конструкции типа «СЭНДВИЧ». Также внутренняя поверхность котла покрывалась эластичным стерилизационным покрытием, не допускающим передачи запаха полиэфира перевозимому грузу. Снижение массы тары вагона, полученное благодаря использованию стеклопластика, позволило увеличить полезный объем цистерны на 2,5 м3.

Во Франции также известны такие разработки. Их вагон-цистерна был предназначен для перевозки химических продуктов, его емкость составляла 18 м3, масса тары 9,2 т, а грузоподъемность 30,8 т.

В Канаде в 1967 году разработали конструкцию цистерн с котлами, имеющими три слоя, емкостью от 30 до 75 м3, оборудованные теплоизоляцией из пенополиуретана. Цистерны предназначались для перевозки нагретых и охлажденных жидкостей.

Подобные разработки существовали в Чехословакии, Польше, в СССР.

В СССР в 1987 также был использован стеклопластик для изготовления крыши крытого вагона модели 11-270 постройки АВЗ, что привело к снижению массы тары вагона на 700 кг. Она была изготовлена из отдельных листов, соединенных между собой болтовыми соединениями, опирались листы на металлические дуги.

Ранее ТВ 1964 году по проекту ЦНИИ МПС и ПКБ ЦВ были изготовлены крыши из стеклопластика в трех вариантах для вагонов рабочего парка МПС с объемом кузова 106 м3. Крыши первого и второго вариантов состояли из двух секции, соединенных фланцами на болтах и отличались тем, что и дуги и продольные ребра первого варианта были выполнены из стеклопластика, а вторые из металла.

Крыша третьего варианта состояла из трех стеклопластиковых секций, опирающихся на металлические дуги.

В 1967 году на АВЗ были изготовлены два крытых вагона с крышами из стеклопластика. Конструкция крыши состояла из 2-х секций, соединенных между собой внахлест с проклейкой стыка эпоксидной смолой. Фрамуги и дуги крыши изготавливаются из композита.

В настоящее время группой компаний «Возрождение» разработан вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-5153 с крышей из композиционных материалов, представленный на рисунке 10.

Обеспечить равный срок эксплуатации кузова и крыши возможно заменой металлической крыши на стеклопластиковую, что, кроме исключения ремонтных работ, дает снижение массы вагона и увеличение объема вагона.

Популярные материалы:

Численность работников
Потребный контингент работников вагонного депо определяется в явочном и списочном наличии. Явочный контингент – это число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения плановых заданий в установленные сроки. Яво ...

Расчёт продолжительности «окна»
Общая продолжительность «окна» складывается из интервала времени, необходимого на развёртывание работ - , времени производства ведущей работы (укладки пути), определяющей темп выполнения остальных работ - и времени, необходимого на свёр ...

Европейские порты. Статистика, полезность для России
Европейские товары с каждым годом все активнее пользуются спросом в России, а вместе с этим растет, и объем грузоперевозок между ЕС и нашей страной. На период финансового кризиса темпы остановились и мы могли наблюдать отрицательную динам ...