Маршрут и характеристика водных путей

Информация » Анализ и обоснование маршрута транспортировки угля » Маршрут и характеристика водных путей

Страница 2

С появлением Рыбинского водохранилища климат в прилежащих к нему районах изменился. Лето стало более влажным и прохладным, перестали вызревать пшеница и лен. На зиму водохранилище замерзает. Лед держится с середины ноября до начала мая. Средняя толщина льда достигает 60—70 сантиметров. Навигация длится в среднем 190 дней. Через Шексну, впадающую в водохранилище в городе Череповец, водохранилище связано с Волго-Балтийской водной системой.

Волго-Балтийский канал.

Рис. 3.2. Схема Волго-Балтийского внутреннего водного пути

Этот путь — звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившее соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям. Волго-Балт — это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3270 километров с гарантированными габаритами, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, три гидроэлектростанции, 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота. Общая протяжённость пути между Онежским озером и г. Череповцом — 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в. п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На северном склоне 4 гидроузла — Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский — расположены на подъёме от Онежского озера до водораздела (80 м). Пятый гидроузел (Череповецкий) — на южном склоне на Шексне, в 50 км выше Череповца.

Онежское озеро является вторым в Европе по величине после Ладожского. Длина его составляет 248 км, ширина 89 км, площадь 9890 км2. Берега южной части отмелые, слабо изрезанные. Приметные мысы: Новый Нос, Бесов Нос, Петропавловский, Андомский и Часовня. Онежское озеро принято делить на северную и южную части по линии Петрозаводск – устье реки Водла. В южной части меньшие глубины и более сглаженный рельеф дна. В ней последовательно (с севера на юг) расположены Центральное, Южное и Свирское Онего, откуда вытекает река Свирь. В северной части Онежского озера расположены заливы Большое и Малое Онего, Петрозаводская губа. Наиболее глубоко Большое Онего (более 100 м). Вода в озере наиболее прозрачна в открытых глубоких его частях – до 7-8 метров. В заливах немного меньше, до одного метра и менее. Наибольшая годовая амплитуда колебаний уровня воды достигает 1,8 м, от сгонно-нагонных явлений 0,7 м. Наиболее мелководна Свирская губа, глубины 3-6 м. Между ними многочисленные острова (онежские шхеры), самый крупный из них - Большой Климецкий площадью почти 150 км. кв. Там же расположен остров Кижи, который входит в туристический водный маршрут. На северо-западном берегу озера стоит город Петрозаводск, столица Карелии. Водные пути на озере расходятся на запад, по реке Свирь, и на север - по Беломорско-Балтийскому каналу. Берега озера сильно изрезаны многочисленными заливами, устьями небольших рек. С древних времен эти небольшие речки славились добываемым там речным жемчугом. У озера строгий нрав, нередкие шторма подчас серьезно затрудняют судоходство. В Онежское озеро впадают около 40 рек, вытекает одна Свирь. Андома и Водла в низовьях судоходны. Онежский обводной канал отходит от пристани Вознесенье и соединяет р. Свирь с Вытегорским каналом. Он предназначен для проводки плотов и для судов имеющих ограничения при плавании по водным путям разрядов «О» и «М».

Свирь. Быстрая и холодная Свирьвытекает из Онежского озера и впадает в Ладожское. Длина реки 220 км, ширина изменяется от 100 м в районе г. Подпорожье до 10-12 км в Ивинском разливе. Свирь многоводна и выносит 82 процента воды, теряемой Онежским озером. По пути к Ладоге река вбирает в себя также воды притоков - Ивины, Важины, Пидьмы, Ояти, Паши и многих других рек и ручьев. На реке Свирь во многих местах расположены каменистые опасности, в связи с этим посадка судна на мель при плавании по Свири влечёт за собой повреждение корпуса. В устье Свири среднемноголетний расход воды составляет 790 м3/с. На реке построено два гидроузла – Нижнесвирский и Верхнесвирский, которые разделяют реку на три характерные по русловому и водному режиму участка.: Нижнюю Свирь протяжением 80 км, Среднюю Свирь протяжением 45 км и Верхнюю Свирь протяжением 95 км. В устьевой части Свири и в её истоке уровень воды зависит от уровня в Ладожском и Онежском озёрах. и от сгонно-нагонных ветров. Для Свири характерны значительные суточные колебания уровня в нижних бьефах гидроузлов, связанные с режимом работы ГЭС. В течении суток уровень воды в бьефах может измениться на величину до 3 м. Влияние уточных колебаний распространяется на 40 км вниз от Нижнесвирского гидроузла и на 20-25 км ниже Верхнесвирского.

Ладожское озеро является самым большим в Европе. Площадь озера 18,4 тыс. км2. Глубины в Северной части от 70 до 200 м, а в южной от 20 до 70 м. Годовое колебание урона воды оставляет 0,7 м, в многоводные годы 1 м. Сгонно-нагонные колебания при сильных ветрах достигают 0,8-1 м. Наибольшая длина озера с севера на юг 219 км., ширина около 80 км. В озеро впадает множество мелких и средних рек, среди которых наиболее крупные - Свирь, Олонка и Волхов. Вытекает из озера только Нева. На Ладоге располагается около 600 островов, в основном в северной части, из них наиболее известен Валаамский архипелаг. Южные берега Ладоги - низменные и заболоченные, а северные - наоборот, скалистые и обрывистые. Там добывается Ладожский гранит и другие породы строительного камня, применявшегося в частности при строительстве Санкт Петербурга.

Страницы: 1 2 3 4

Популярные материалы:

Определение потоков насыщения
Потоки насыщения Мнi по j-му направлению движения определяются для расчета элементов светофорного цикла. Для расчетного и экспериментального определения Мнi следует использовать способы, изложенные в учебнике. Таблица5 – Данные материало ...

Анализ технологической операции
025 Операция. Шлифовальная. После проведения всех основных восстановительных операций необходимо произвести механическую обработку для доведения до номинального размера. Так как припуск на механическую обработку невелик (0,13мм), то сразу ...

Опыт эксплуатации ВИКС на Донецкой железной дороге
Контроль контактной сети необходим для обнаружения на ранней стадии изменений ее состояния, обеспечения бесперебойного движения поездов и исключения возможности травмирования людей. При этом необходимо учитывать эксплуатационно-экономичес ...